Судейство

Критериев, по которым судья должен оценить танцующую пару, довольно много. На первых турах, когда на паркете соревнуются много пар, судья не имеет достаточно времени для того, чтобы подробно рассматривать каждую пару в тот отрезок времени, что отведён для выступления (полторы-две минуты). Поэтому судья полагается на общее впечатление. Опытный специалист видит танец в целом и может быстро оценить все факторы.

Вот некоторые из оцениваемых параметров:

  • Позиция в паре. Один из наиболее важных моментов. Хорошая позиция придаёт паре изящество и лёгкость, улучшает баланс, облегчает ведение и позволяет партнёру держать контакт, особенно в свинговых танцах. Результат соревнования часто зависит от правильной осанки.
  • Ритм. Если пара не танцует в такт с музыкой, никакое мастерство в любом другом аспекте не может это скрыть или компенсировать. Ритм задаёт стопа.
  • Линии. Подразумевается длина и растяжение тела от носка до головы. Красивые и хорошо выполненные линии, прямо или косвенно увеличивают объём танцевальных фигур.
  • Рамка. Правильное неподвижное положение рук, устанавливаемое в закрытых танцах. Линия рук партнёров должна быть прямой от локтя до локтя. Руки должны образовывать своего рода овал, который при изменении объёма рамки должен сохранять форму для того, чтобы партнёры оставались в правильной позиции друг относительно друга, не "вываливались" из пары.
  • Баланс. Существует два вида баланса — нейтральный и центральный. При центральном балансе вес тела равномерно распределён на обе ноги. При нейтральном — вес тела на одной ноге. Весь танец — это переход из нейтрального баланса в центральный и наоборот. Если пара не находится в состоянии равновесия, танец становится тяжёлым, ломаются линии, в конце концов можно просто упасть. Пара, хорошо выполняющая оба баланса, оставляет ощущение невесомости танца, она как будто беззвучно летит над паркетом.
  • Дистанция. Должна быть достаточной для того, чтобы партнёры не мешали друг другу. При этом не следует забывать, что при слишком большой дистанции партнёрам будет сложно находить баланс и танец потеряет лёгкость.
  • Музыкальность. Все движения в танце должны соответствовать специфике музыки — выделяться сильные доли, плавно прорабатываться слабые.
  • Представление (presentation). Пара танцует эмоционально, показывая зрителям удовольствие и радость от танца, или с бледным лицом и невидящим взглядом идёт в неизвестность?
  • Энергия. Должна захватывать зрителя. Пара должна обращать на себя внимание не только хорошей техникой, но и харизмой.
  • Работа ног и стопы.
  • Шэйп. Достигается различными способами. В стандарте шэйп достигается растяжением партнёрши вверх и вправо от партнёра.
  • Ведение. Единственный критерий — партнёрша должна быть лёгкой. При неправильном ведении лёгкости достичь невозможно. Каждый человек индивидуален, поэтому изучение партнёра — долгая и тяжелая, но необходимая работа. Достичь полного взаимопонимания удаётся крайне редко (такие пары становятся великими), чаще партнёры просто подстраиваются друг под друга. Партнёр обязан хорошо вести, но как именно ему понять трудно, поскольку он ведущий и ощущает последствия своего ведения лишь через призму танца партнёрши. Ведение шлифуется десятилетиями. Даже у профессионалов ведение бывает «грязным», когда партнёр партнёршу «теряет». Самое ценное качество в партнёре — хорошее ведение, самое ценное качество в партнёрше — отличная управляемость.
  • Видение паркета (floorcraft). В это понятие входит не только умение уходить от столкновения, но и умение танцевать без остановок в окружении других пар, когда кажется, что идти уже некуда. Здесь и проявляется станцованность пары — партнёр должен выбирать правильные направления и вести партнёршу, а та, в свою очередь, должна понимать, что от неё хочет партнёр в той или иной ситуации.

Судьи по-разному оценивают выше перечисленные критерии. Одного может заинтересовать техника, другого хореография, третьего артистизм или композиция. Все эти факторы важны и должны оцениваться. На практике же иногда пара получает несоизмеримые оценки — от 1 до последнего места. Этот момент вызывает удивление, особенно у родителей танцоров, которые сидят в зале в качестве зрителей. Но следует понимать, что на оценку мог повлиять любой из этих критериев. Порой правильная работа стопы не даст такой высокой оценки, как аккуратное собирание ног в 6 позицию.

Судья видит пару всего несколько секунд. В этот момент сильная пара может допустить ошибку и получить низкие оценки, в то время как слабая пара может чисто и без ошибок показать несколько элементов и получить высокие. Его величество случай здесь полноправный хозяин.

Квалифицированный судья оценивает танцора только по его работе. Судьи, дорожащие своей репутацией, делают свою работу добросовестно. Многие, конечно, стараются вытянуть своих, но правильные специалисты делают это в разумных пределах, а то и не делают вовсе. Так или иначе, ни один судья не сможет однозначно вытянуть на первое место или «завалить».



Танцор (10 танцев), тренер, бумагомарака
707