Его Величество Бальный Танец

В современном обществе отсутствует чёткое понимание Бального Танца как вида искусства из-за того, что это, во-первых, закрытый вид танцев; во-вторых, предлагаемые нашему вниманию телевизионные шоу крайне далеки от реалий; и, в-третьих и самых главных, отсутствует обязательное танцевальное образование. В совокупности эти факторы создают вокруг Бальных Танцев ореол несерьёзности, подчас комичности происходящего на паркете. Чего стоит один только фильм «Танцы без правил», в котором австралийский режиссёр показывает нам нелепые костюмы, притянутые за уши интриги и танцоров-алкоголиков. Посмотришь такое кино — ребёнка близко к Бальным Танцам не подпустишь.

В результате суть явления искажается, доходит до широких масс фрагментировано и убого в виде странных экранных карикатур и гротескных слухов.

В этой связи хочется поговорить о безусловной пользе и эстетике Бальных Танцев. Однако для начала разберём явление танца как такового.

Танец — это, прежде всего, философия, потом эмоции и общение с партнёром (если таковой предполагается видом танца), и уже в последнюю очередь общеукрепляющая физическая нагрузка. Танец изучается постепенно, от простого к сложному, от базовой техники к актёрскому мастерству. Это долгий, тернистый путь, на протяжении которого человек проверяется по всем своим параметрам: духовным, физическим, психосоматическим, интеллектуальным и многим другим.

Танец — ёмкое понятие. Это совокупность выразительных движений, наполненных душевной энергией танцоров и представляющих собой систему (не следует путать танец с движением, потому что движение — это всего лишь элемент танца).

Есть определённая зависимость между вложенным в дело трудом и полученным результатом. Больше вложишь — больше получишь. На одной лишь технике не ощутить приподнятость духа, поскольку техника — это первая, самая простая ступень на пути к совершенному Танцу. Одарённый танцор не спешит прыгать выше и дальше. Одарённый танцор пропускает всё через голову и сердце, обращая внимание на характер музыки, анализируя слова учителя (что-то принимая, что-то отвергая) и, самое главное, — руководствуясь интуитивными сигналами.

Ведь можно двигаться очень эффектно, оставаясь при этом посредственностью. Что толку делать десять шпагатов, двенадцать спиральных поворотов, несколько энергичных бросков партнёрши в зрительный зал и т.п., если зрителю наблюдать за этим процессом будет не интересно. Посмотреть на кульбиты можно и в цирке. Когда из танца выхолощено всё человеческое, остаётся один лишь спорт, набор движений, схема. А ведь Танцы должны выражать движения человеческой души. Эту мысль изящно оформил Яков Ильич Френкель (1894-1952, Ленинград), физик-теоретик, ч-к. АН СССР с 1929 г. Этот человек, далёкий от танцев, тем не менее проник в суть явления: «Поскольку танец не является лишь телодвижением, но связан с движением душевным, он не может быть описан чисто механической теорией или с помощью какого бы то ни было компромисса между механикой и эмоциодинамикой. Описание и объяснение танца возможно лишь на основе теории, объединяющей противоположность между механическим движением, с одной стороны, и движением душевным — с другой». Эту теорию физик назвал «теорией волновой механики» от слов «волнение души», которое происходит во время танца. Услышали? «Волнение души» — вот что такое Танец.

Что же такое Бальный Танец? Что он нам даёт? Чем отличается от остальных танцев? Очередная ли это форма танцевального искусства или же самостоятельная ветвь, вбирающая в себя опыт всех существующих танцевальных направлений?

Всё начиналось в нашем прекрасном городе Санкт-Петербурге с Петровских ассамблей [1]. Именно тогда начала зарождаться культура Бальных Танцев в России. У ассамблей была конкретная цель — дать развитие общественным увеселениям жителей Санкт-Петербурга и Москвы и через это объединить оба города, связав общим досугом разные социальные слои, трудящиеся над устройством новой России.

С тех пор утекло много воды, Бальные Танцы претерпели много качественных изменений. Вот что говорят нам о Бальных Танцах исследования Einstein Aging Study.

В июне 2003 года в английском журнале «New England Journal of Medicine» [2]  были опубликованы результаты исследования Einstein Aging Study (EAS), которые свидетельствуют о том, что танцевание помогает избежать слабоумия. Исследование проводилось в период с 1980 по 2001 год, изучалась группа из 469 мужчин и женщин. «Каждый член группы сообщил, как часто он занимается шестью стимулирующими мозг хобби (чтением, письмом, разгадыванием кроссвордов, игрой на музыкальных инструментах, участием в групповых обсуждениях, игрой в настольные игры) и одиннадцатью видами физической деятельности (включая бальное танцевание, командные виды спорта, плавание и езду на велосипеде).

По специальной шкале команда исследователей оценивала еженедельную частоту этих занятий. Выяснилось, что частота деятельности напрямую связана с риском возникновения слабоумия. Например, люди, разгадывающие кроссворды четыре дня в неделю, понизили риск возникновения этой болезни на 47% по сравнению с теми, кто разгадывал кроссворды раз в неделю. В ходе исследования у 124 человек развилось слабоумие, у 61 болезнь Альцгеймера, у 30 мультиинфарктная деменция [3], у 25 смешанная деменция и у восьми человек — другие типы слабоумия.

Исследователи обнаружили, что люди, занимавшиеся интеллектуально стимулирующей деятельностью (чтением, игрой в настольные игры или игрой на музыкальных инструментах), продемонстрировали пониженный риск развития слабоумия. Также исследователи не нашли никакой значительной связи между физической деятельностью и риском развития слабоумия — за исключением единственного случая: бального танцевания. Невероятный показатель — 76% снижения вероятности заболевания благодаря частым занятиям бальными танцами 130 человек — стал высочайшим показателем среди всех хобби и всех видов физической деятельности, использованных в эксперименте.» [4]

Таким образом, исследование объективно показало, что бальное танцевание комплексно стимулирует как физические процессы организма, так и умственные.

Однако ни одно научное исследование не покажет того, что можно воспринять с помощью эмоций и личного субъективного опыта. А они говорят следующее.

Бальный Танец (в узком кругу просто БТ) — удивительное явление, которое невозможно втиснуть в рамки двух-трёх предложений. Скажу больше, его невозможно втиснуть даже в рамки опыта ни одного другого танцевального направления, которое придумано или ещё только будет придумано. В жизнь некоторых людей этот вид искусства проник настолько глубоко, что стал самой жизнью, воздухом, без которого человек-танцор не мыслит своего существования.

В моём восприятии танцами, в полном смысле этого слова, являются именно Бальные, поскольку они правильно отражают исторически сложившиеся приоритеты в отношениях между мужчиной и женщиной и плюс к этому обладают максимально широким эмоциональным спектром, вкупе со сложнейшей техникой исполнения. Такой Танец обречён на бесконечное совершенствование, всегда интересен, актуален и свеж.

Трансцендентный характер Бальных Танцев способствует одновременному познанию пространства как «во-вне», так и «во-внутрь», открывая, таким образом, наиболее полную картину бытия. Бальные Танцы являются пространством, в котором есть многоуровневость и взаимопроникновение.

Можно ли такое сказать о любом другом танцевальном направлении? Абсолютно исключено, потому что, в зависимости от вида танца, мы видим либо перевёрнутые роли мужчины и женщины, либо сильно суженный спектр эмоций, а что же касается техники исполнения, тут даже близко никто не подошёл.

Бальный Танец сложен всеми своими составляющими: техникой, эмоциями, общением, игрой, стилем. Динамика, пластика, внезапность, дуэтность, синкопирование, контраст делают его уникальным искусством. «Путь танцующей пары является совершенно неопределённым, и положение её в тот или иной момент времени может быть определено лишь в терминах теории вероятностей. В соответствии с общим законом развития от простоты к сложности, мы не находим в современном танце никаких следов примитивной простоты и ограниченности плясовых движений» (Я.И. Френкель). Каждый жест, каждый взгляд мастера проживают. По-другому нельзя, ведь, чтобы добиться высокого эстетического эффекта, танцоры не просто посещают каждую тренировку как последнюю, а всё своё со-знание целиком переносят на паркет. Танец для них — это жизнь.

Обратите внимание, когда вы любуетесь парами, исполняющими, к примеру, латиноамериканскую программу, от них не отвести глаз, до такой степени они обворожительны. Это объясняется просто: вас привлекает пластика их тел. Пластичное исполнение зарождается в виде энергии в солнечном сплетении и затем пропускается через всё тело, заставляя его совершать пластичную работу. Зажатые же пары доверия не внушают. А что такое пластика? Пластика — это элемент гипноза! В животном мире, если удав хочет подобраться к своей добыче как можно ближе, он начинает кольцами извивать своё сверхпластичное тело и делает это настолько искусно, что бедный зверёк смотрит зачарованно и не может сойти с места. Помните, как в Советском мультфильме «Маугли», питон по имени Каа, извиваясь, зловеще шипит: «Подойдите ближжже, бандерлоги... блиижжже...». И бандерлоги боятся, но подходят. На людях методы Каа тоже прекрасно работают: когда смотришь румбу, например, складывается ощущение, что танцует не просто пара, а две змеи, партнёрша завораживает партнёра, он, через пластику своего тела, управляет партнёршей, зритель наслаждается, созерцая поток бесконечно перетекающих друг в друга движений, и, в результате этого цикла, рождается энергия, которая замыкается и начинает циркулировать по системе партнёр-партнёрша-зритель-партнёр. Но необязательно именно в таком порядке, ведь зритель способен быть настолько благодарным, что сам явится источником вдохновения для пары, и тогда энергия пойдёт по пути зритель-пара-зритель. И когда система правильно замыкается, происходит чудо: все — и зрители и танцующая пара — в совместном творчестве рождают нечто великое, что словами не передать, но можно почувствовать. Всё земное забывается, и остаётся только одно состояние — Танец. В состоянии приподнятого духа, танцоры двигаются практически не подключая мышцы, используя распространённую по залу энергию. В таком режиме они способны танцевать очень долго, показывая и прекрасную физическую подготовку, и высокое искусство.

Пластика является сутью выразительного метода в бальных танцах и отражает духовный потенциал человека. У мастеров танцевального спорта пластика преобладает над двигательной активностью тела.

Если вы смотрите какие-нибудь телевизионные танцевальные шоу, в которых принимают участие профессиональные танцоры различных танцевальных направлений, то замечали, что самое страшное для них испытание — это испытание Бальными Танцами. Никто не справляется, даже финалисты. Здесь мне можно возразить, что, мол, бальники тоже не особо справляются не со своей родной хореографией, на что я парирую: не те это бальники просто.

Посмотрите, что получается: разговаривая о Бальном Танце, мы затрагиваем практически все аспекты человеческого бытия и выходим далеко за их рамки, поэтому главный вывод из всего сказанного, мне думается, таков: Танец — это занятие, без которого наша жизнь похожа на чёрно-белое кино. Бальный же Танец является мощным рычагом к постижению собственной сути, к гармонизации внутреннего мира человека и синхронизации его с космическими ритмами.

Все перечисленные в статье моменты, и многие другие не вошедшие в неё, выносят Бальные Танцы далеко за пределы опыта любого другого танцевального направления. Даже концепция «Свободного танца» великой Айседоры Дункан недостаточно глобальна, поскольку не учитывает совместного танцевания двух равновеликих начал, предполагая личностное развитие. Да и не только она, многие другие великие до неё и после пытались, творили, изучали, но постоянно упускали что-то главное.

Танцы изменяют человека, делая его личность ярче, сильнее и устойчивее к различного рода стрессам. Танцы — это терапия души и тела. Бальный же танец я предпочитаю рассматривать как короля всех танцев, за века своего развития впитавшего в себя бесчисленное множество оттенков и характеров движений из разных танцевальных направлений, с одной стороны, и, самое главное, развивавшегося естественным путём — с другой.

Танцуйте, друзья. Это полезно и приятно.


  1. В «Походных и путевых журналах императора Петра I-го» есть запись за март 1714 года: «В 17-й день тезоименитство Государя Царевича Алексея Петровича, у которого после обеда Господин Генерал, Государыня Царица и все сенаторы были на ассамблее» [192, с. 6].
  2. Медицинский журнал Новой Англии (англ. The New England Journal of Medicine, NEJM) — издаваемый на английском языке медицинский рецензируемый научный журнал. Издатель — Медицинское общество Массачусетса (англ. Massachusetts Medical Society), США. Это старейший периодический медицинский журнал в мире, и наиболее широко читаемое, цитируемое и влиятельное периодическое издание по общей медицине в мире.
    Журнал публикует редакционные статьи, документы по оригинальным исследованиям, широко цитируемые обзорные статьи, переписку, тематические доклады, и имеет специальный раздел под названием «Диагностические изображения в клинической медицине» («Images in Clinical Medicine»).
  3. Когнитивные нарушения (расстройства), развившиеся в результате нескольких инсультов.
  4. Источник: www.learn2danceus.com, автор: Ken Richards, перевод: http://idance.ru/



Танцор (10 танцев), тренер, бумагомарака
684