Влияние обучения бальным танцам на психическое и эмоциональное развитие дошкольников

Австрийский психоаналитик Вильгельм Райх объяснял суть танцевальной терапии так: у каждого человека есть свой защитный панцирь из скованных мышц и внутренних зажимов, который образуется в результате стрессов, обид, тревожных мыслей и т.д. Танцуя, человек освобождается от этого панциря, обретет гармонию, исчезают болезни... Райх писал про взрослых людей. У детей эти процессы происходят намного быстрее. Даже самые «зажатые» дети, приведенные в кружок бальных танцев, уже через месяц-два начинают «оттаивать»: общаться со сверстниками в группе, разговаривать с педагогом. Спустя какое-то время они уже выражают свои эмоции и чувства, становятся раскрепощенными, у них наблюдается резкий скачок психического развития. Кроме того, выбрасывая в движении эмоциональные «излишки», характерные для их возраста, дети становятся более уравновешенными, что позволяет избежать многих психических проблем их возраста, связанных с эмоциональной сферой.

Обучение бальным танцам играет многозначную роль в становлении личности: здесь и стимулирующая и организующая роль танца в связи с его спортивным аспектом, необходимость совмещения танцев и учебы, самоорганизация, дисциплина, нацеленность результат, повышение уровня самооценки, культуры общения, восприятия музыки, развитее эстетического и музыкального вкуса, активного творческого мышления, нравственное развитие.

Благодаря бальным танцам мальчики начинают лидировать, повышается ответственность, появляются некоторые признаки мужского поведения: пропускать девочку вперед, уступать место. Девочки учатся отвечать на приглашение к танцу вежливо, без выражения отрицательных эмоций. Дети начинают соблюдать элементарные нормы этикета. Меньше конфликтов происходит между девочками и мальчиками, появляется общая цель, способствующая сплочению. В движениях и позах детей появляется выразительность, музыкальность. Растет самостоятельность, уровень общекультурного развития, кругозор. Меняется внешний вид (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведение (сдержанность, саморегуляция) детей.

Танцевальная подготовка детей дошкольного возраста ориентируется на отражение эмоций в танце. Детям прививается мысль: «Если мне плохо – я танцую, хорошо – тоже танцую». Объясняется, что танец без эмоций многого не раскроет зрителю. Танец – это история, рассказанная с помощью движений тела, и каждый танцор сообщает ему свои собственные эмоции.

В танце неосознанно отражается личность человека и если внимательно приглядеться, можно рассказать о характере танцующего, его привычках, страхах, особенностях взаимодействия с разными людьми и с самим собой, его фантазии, отношении к себе, к миру, и многое другое.

Давно отмечено, что дети, занимающиеся бальными танцами, психически и эмоционально взрослеют раньше своих сверстников. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка – он учится точнее понимать слова взрослых, расширяется словарный запас, улучшаются коммуникативные навыки. Ребенок, пришедший в танцевальный зал, попадает в другой мир – мир музыки, завораживающих движений, мир красоты, которой ему может недоставать в обычной жизни. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.

Занятия танцами способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, воспитывают настойчивость, силу воли, художественный вкус, формируют правильную осанку.



Александра Войкина

340