Все, что я читала из статей такого сорта обычно содержит много "умных" советов типа "нанесите клей на стразу, прижмите к ткани" или "внимательно прочитайте инструкцию к клею", которые слегка раздражают. :) Как прицепить стразу на клей вы и сами догадываетесь. Я постараюсь написать о своём опыте с разными типами расклейки.
Расклейку я бы разделила на 3 типа:
1. Тканевые эластичные клеи, изначально белые, при высыхании прозрачные, похожие на силикон, становятся белесыми и теряют свойства при долгом контакте с водой. Это Gem Tac, HiTack, Rest, Fabric Glue, Fevicryl (последний лично не пробовала). Они все немножко разные по удобству и стойкости, но все примерно одинаковы в результате. Люди спорят, какой лучше: лучше тот, который доступен. Как стирать платье с таким клеем я писала тут: Стирка бальных платьев.
Обязательно обождите 30 дней с момента расклейки, что бы ни было написано на клее! Они все требуют времени для полного высыхания / полимеризации, тем более, что условия для сушки "полевые" -- под стразой и внутри ткани.
2. Строительные клеи, пахнут, мало или много токсичны, клеят намертво, стирка без проблем. Так как я клею не только на бальные платья, то мне такие клеи тоже пригождаются. Это Момент-гель, Супер-клей гель, E6000 (стирку на нем я не проверяла, напишу точно, когда попробую) и прочие такого рода (кто-то про мебельные писал, но я не пробовала таких). Большие расклейки я не могу делать такими клеями, так как очень чувствительна к их запахам и испарениям. Кроме того, часто их консистенция не удобна для ювелирной работы, даже если это клей-гель. Еще очень большой недостаток: стразы могут мутнеть (пишут, что они мутнеют со временем, но нет -- вы сразу увидите, особенно, если страза с покрытием АВ), то есть происходит какая-то реакция клея с поверхностью стразы, а вымерять каждую капельку, чтобы она не выползла за края камня и не пачкать клеем инструменты при многотысячных расклейках -- это можно с ума сойти.
3. Горячая расклейка. Греется тот самый клей, который нанесен на стразу (если стразы такого типа). Греть можно утюгом, паяльником (обычным и специальным для страз), и на свече, держа пинцетом. Мне приглянулся для бальных из горячих именно последний метод, так только в нем ты ясно видишь, прогрелся ли клей достаточно, чтобы класть стразу на платье. С утюгом -- не угадаешь прогрелись ли все стразы и одинаково ли (если прижимать сверху), и замучаешься если использовать его по типу сковороды, перевернув и разложив стразы клеевым дном вверх. Последний метод вообще нереален, когда у тебя в расклейке 12-15 разных пачек.
Итак, на горячем методе я беру стразу пинцетом, грею клей на свечке, пока он равномерно не прогреется / подкипит и кладу на платье.
Минусы горячей расклейки в том, что если клей проникает сквозь ткань, он высыхает обратно в пластик и будет царапать тело. Если же ткань с напылением (например, парча), которое клей внутрь не пустило, страза будет легко сниматься с этим напылением. Но метод очень хорош для толстых тканей и чуть не единственный позволяет качественно клеить на сетку и даже кринолин.
Есть еще Гутермановские клеи и прочие немецкие, которые многие хвалят, но я за разумное сочетание цена/качество, и у меня большое количество многотысячных расклеек, поэтому их я не пробовала.
В целом все клеи хороши на свой манер. В конце я сделаю наглядную таблицу, которая показывает, какой клей мне более удобен при расклейках бальных платьев.
Я расставляла места, чем меньше цифра, тем выше место, то есть лучше клей по этому параметру. Тем не менее каждый из методов прочно занял свое место в моей работе. :)
Удобство нанесения | Запах, токсичность | Стойкость насухую | Стирка | Недостатки при работе и носке | Сумма (меньше лучше) | |
Тканевые клеи | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 (я не обнаружила) | 8 |
Строительные клеи | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 (цвет, возм. порча страз) | 9 |
Горячая расклейка | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 (царапается, долго греть) | 11 |
|