Когда Гаутама Будда достиг просветления и замолчал на семь дней, боги спустились к нему со своим царём Индрой, прикоснулись к его стопам и попросили не быть безмолвным.
Гаутама Будда ответил так:
— Я обдумываю уже семь дней все за и против и пока не вижу смысла в разговоре. Во-первых, нет слов, с помощью которых можно передать содержание моего опыта. Во-вторых, что бы я ни сказал, это будет неправильно понято. В-третьих, из ста человек девяносто девяти это не принесёт никакой пользы. А тот, кто способен понять, может сам открыть Истину. Так зачем лишать его такой возможности?
Для чего я привёл слова Будды. Попытки «на пальцах» рассказать про танцы в той же степени трудны, как попытка пересказа уникального опыта Будды. Танцы надо практиковать, чтобы понять их.
При серьёзном подходе к занятиям, танец забирает у танцора всё его внимание (и прочие ресурсы), но взамен открывает такие прекрасные миры, которые снились только Будде.
Начинающий танцор должен развиваться постепенно. Прежде, чем выучить какое-либо движение, необходимо вместе с преподавателем разложить его на элементарные части, однако даже составные элементы движения полностью забирают внимание. Что уж там говорить о том, чтобы полностью контролировать тело. Но внимание — такой же инструмент, как и всё остальное, его следует развивать, растягивать. С совершенствованием техники происходит автоматизация движений и высвобождение внимания для других процессов: для актёрской работы, для диалога со зрителем посредством наработанных выразительных средств, для создания образа, для более глубокого анализа собственной хореографии...
С ростом мастерства растёт сознание танцора. Вернее, только повысив своё сознание можно добиться роста мастерства. Профессионал, достигший высот владения телом и духом имеет высокое сознание. В моменты пиковых эмоциональных состояний танцор находится в высшей точке своего духа, а сознание разгоняется до таких скоростей, что сердце вбирает в себя весь мир. Отчётливо воспринимается всё, что происходит в зале: вот кто-то зашуршал пакетом; вон муха замерла на люстре; перо с чьего-то платья стелется по паркету, подхватываемое порывами воздуха, раздвигаемого танцующими парами. Это необыкновенно. О схожих случаях ускорения сознания рассказывают люди, бывавшие на войне, когда они из-за сильнейшего стресса входили в такое состояние, в котором имели возможность наблюдать летящие вокруг пули. Это и есть — расширение или ускорение сознания. Война, безусловно, не лучший путь к этому состоянию. Единственно верное направление к нему лежит через искусство, а самое быстрое — через бальные танцы.
В танцах, как и в любой другой области, есть одарённые люди, коих единицы. Эти Люди, которые как бы не от мира сего, способны изменить ход развития танцев своим сознанием. На их примере становится видно, в каком направлении действительно нужно бежать, что тело — всего лишь внешний инструмент в искусстве танца, что оно просто оформляет то, что происходит на тонком плане.
Танцоры с расширенным сознанием сами ощущают и дают всем вокруг себя ощутить великую силу Танца. Для них Танец является способом прикоснуться к великим тайнам Вселенной, а фраза «танцы — это вертикальное выражение горизонтальных желаний» вызывает неприятный привкус во рту. Эти люди — белые вороны в танцевальной тусовке, они всё время находятся в поиске.
— Ради тех немногих я буду говорить! — ответил богам Будда, — О них я не подумал. Я не в силах высказать всей Истины, но я могу указать им Заветную Звезду моим пальцем!
|